Истребитель F-22 Raptor: аэродинамические особенности и сравнение с Су-57

Многоцелевой истребитель пятого поколения F-22 Raptor (Хищник), был принят на вооружение ВВС США в 2005 году и производится американской военно-аэрокосмической компанией Lockheed Martin Corporation. Всего, на вооружении Пентагона находится 187 единиц истребителей F-22, а его средняя стоимость доходит до 140 миллиона долларов. Поставки истребителя на экспорт, запрещены конгрессом США.

Ближайшими аналогами истребителя F-22 Raptor, являются такие боевые самолеты пятого поколения, как российский Су-57 и китайский Shenyang J-31. В отличии от F-22 Raptor, истребитель российских ВКС Су-57 стоит всего 35 миллионов долларов, при схожих аэродинамических характеристиках, маневренности и незаметности.

F-22 Raptor
Истребитель F-22 Raptor

Сравнение F-22 Raptor и Су-57

Кроме разницы в стоимости, истребители пятого поколения F-22 Raptor и Су-57, отличаются и по другим критериям. Самолеты имеют практически одинаковую длину, однако российский истребитель взлетает в воздух с максимальной массой в 35 500 кг, в отличии от “Раптор” с весом в 38 000 кг.

Несмотря на тот факт, что американский истребитель имеет большую максимальную массу взлета, на “Рапторе” не предусмотрено ракетное вооружение “воздух-поверхность”.

Поражение наземных целей с борта F-22 Raptor возможно только с помощью планирующих авиабомб. Российский Су-57 несет на борту дальнобойные ракеты, которые умеют поражать наземные цели на расстоянии до 290 км.

Су-57
Истребитель Су-57

Также, истребитель F-22 Raptor имеет достаточно скромный боевой радиус в 760 км, в отличии от самолета “Сухого”, способного поразить цель и вернуться на аэродром базирования на дальности в 2000 км.

Также, Су-57 является носителем гиперзвуковой ракеты Х-47М2 «Кинжал», с поражением наземных целей до 2000 метров. Иными словами, Су-57 способен поразить наземный объект на расстоянии 4 тысяч километров, если учитывать его боевой радиус.

В целом, истребители F-22 Raptor и Су-57 имеет схожие аэродинамические характеристики и скорость, а также критерии незаметности, которые составляют около 0,3 единиц ЭПР, что позволяет самолетам быть невидимыми для РЛС противника на расстоянии до 70 км, от центра действия комплекса ЗРК.

Критерии стоимости

Высокая стоимость американского “Раптор” связана с достаточно небольшими объемами поставок Пентагону, что приводит к тому, что детали для истребителя, а также материалы корпуса разрабатывает и производит только одна компания Lockheed Martin Corporation.

Также, на стоимость самолета повлияли и оригинальные двигатели, имеющие плоскую форму с радиопоглощающим материалом на основе керамических композитов, которые значительно снижают радиолокационную заметность истребителя.

Ввиду высокой цены, США отказались от дальнейшей программы усовершенствования и производства F-22 Raptor и сосредоточились на истребителе F-35, который в отличии от “Раптор” имеет также две версии палубной модификации. В 2011 году, программа по производству и разработке истребителя “Раптор” была закрыта.

Двигатели и незаметность

Предшественником F-22 Raptor является всепогодный истребитель четвертого поколения F-15 Eagle. Первый пилотный полет “Раптора” состоялся в 1994 году, а серийное производство самолета началось в 1999 году.

Планер F-22 Raptor выполнен по стандартной аэродинамической схеме, с основным упором на снижение ЭПР с помощью полимерных материалов корпуса, имеющих свойство радиопоглощения, а также с размещением вооружения внутри самолета. По различным оценкам, эффективная площадь рассеивания излучения истребителя (ЭПР) равняется 0,3 единицы.

Самолет является достаточно требовательным по техническому обслуживанию композитных материалов технологии “Стелс” с использованием особой поверхности верхнего покрытия. На поддержание свойств незаметности истребителя в должном виде, тратится до трети времени обслуживания.

Истребитель оснащен двумя турбореактивными форсажными двухконтурными двигателями Pratt & Whitney F119-PW-100 с управляемым вектором тяги. Самолет умеет развивать сверхзвуковую скорость без использования форсажных камер, что позитивно сказывается на экономии топлива.

Вооружение F-22 Raptor

Аэродинамические свойства F-22 позволяют развивать обычную боевую скорость 1,5 Маха (1789 км/ч, сверхзвук) на высоте 15 километров, что значительно повышает дальность пуска ракет класса “воздух-воздух” и планирующих авиационных бомб JDAM, чем у истребителей четвертого поколения.

Кроме обычной авиационной пушки, истребитель “Раптор” несет на борту шесть скрытых в корпусе подвесок с управляемыми ракетами “воздух-воздух” AIM-120C AMRAAM с дальностью поражения цели до 120 км, а также две ракеты AIM-9M Sidewinder малого радиуса действия. В номенклатуре вооружений “Раптора”, также присутствуют различные планирующие авиабомбы с комплектом JDAM.

Аэродинамические характеристики

Истребитель F-22 Raptor имеет длину в 18,9 метров с максимальной взлетной массой в 38 тонн и умеет развивать скорость в 2410 км/ч на высоте до 20 км и 1490 км/ч у поверхности.

Самолет имеет практический потолок высоты в 20 км с боевым радиусом в 760 км и перегоночной дальностью в 3 220 км.

Конструкция истребителя с титановыми сплавами и эпоксидными композитами хорошо выдерживает нагрев и перегрузки длительном полете в режиме сверхзвука.

Аэродинамика свойства F-22, отличаются сверхманевренностью за счет двигателей с изменяемым вектором тяги. Истребитель обладает уникальными характеристиками угла атаки (альфа-скорость) и умеет сохранять контроль крена при выполнении таких маневров, как маневр Хербста (крутой разворот) и Кобра Пугачева (вертикальное положение с гашением скорости).