Истребитель-бомбардировщик F-35 “Lightning II”: вооружение и тактические характеристики

Американский истребитель-бомбардировщик F-35 “Lightning II” (Молния), является многофункциональным малозаметным сверхзвуковым самолетом пятого поколения, способным развивать скорость до 1,6 Маха (1930 км/ч). Истребитель Ф-35 “Молния II” стоит на вооружении ВВС США с 2015 года, а его стоимость равняется 77,9 миллионов долларов в модификации F-35A.

Содержание:

F-35A Lightning II
Многофункциональный истребитель-бомбардировщик F-35A “Lightning II”

Характеристики F-35A “Lightning II”

  • Полное название: малозаметный многофункциональный истребитель-бомбардировщик F-35A “Lightning II”.
  • Базирование: наземное F-35A и морское F-35B, F-35C
  • Длинна: 15,57 метра.
  • Масс с вооружением и топливом: 31 751 кг
  • Максимальный вес вооружения: 8,16 тонны
  • Экипаж: 1 человек
  • Максимальная скорость: 1,6 Маха (1930 км/ч)
  • Дальность полета: 2220 км
  • Боевой радиус без дозаправки: 1080 км
  • Высота практического потолка: 15 км
  • Пушка: 25-мм авиационная четырёхствольная пушка “General Dynamics” GAU-22/A Equalizer со 180 снарядами.
  • Ракеты: управляемая “воздух-воздух” AIM-120 AMRAAM, AIM-9X Sidewinder, IRIS-T; управляемая “воздух-земля” Brimstone, ALARM, Taurus.
  • Авиабомбы: управляемая планирующая “воздух-поверхность” AGM-154 JSW, 6 видов GBU, тактическая ядерная бомба B61.
  • Производитель: Lockheed Martin, BAE Systems
  • На вооружении США: корпус морской пехоты с 2015 года (F-35B), ВВС США с 2016 года (F-35A), ВМС США с 2019 года (F-35C).
  • Стоимость в миллионах: F-35A $77,9; F-35B $101,3; F-35C $94.4
  • Произведено на 2023 год: более 900 единиц, в том числе на экспорт.
  • На вооружении США: 362 единицы F-35A. В других модификациях 187 штук.

История создания

В 2001 году, Пентагон начал разрабатывать концепцию по внедрению в армию и флот единого многофункционального истребителя-бомбардировщика пятого поколения, который пришел бы на смену таким боевым самолетам, как штурмовик вертикального взлета AV-8B «Харриер» II, палубный истребитель “Хорнет”, штурмовик A-10 «Тандерболт» II (Бородавочник) и легкий истребитель четвертого поколения F-16 “Fighting Falcon”.

С одной стороны, перед разработчиками компании “Lockheed Martin” стояла задача передать функции штурмовика боевому истребителю-бомбардировщику, по аналогу с проектом российского Су-27 или Су-25 “Грач”, с другой — сделать еще и модификацию этого самолета с вертикальным взлетом для палубной авиации.

Изначально, в проекте по созданию истребителя-бомбардировщика F-35 “Lightning II” участвовали вместе с США, такие страны, как Норвегия, Дания, Турция, Нидерланды, Италия, Великобритания и Австралия, а сам самолет делался по проекту истребителя F-22 «Раптор».

До 2014 года, возникали сложности с модификацией F-35C, который не могли посадить на палубу авианосца, так как самолет имел достаточно высокую конечную скорость приземления, по сравнению с завсегдатаем морской авиации F/A-18 “Hornet”. Только в 2014 году, F-35C удалось посадить на палубу авианосца «Нимиц»

Модификации и стоимость F-35

На данный момент, истребитель-бомбардировщик F-35 выпускается в трех вариантах, таких как обычный боевой самолет ВВС (F-35A), как самолет поддержки Корпуса морской пехоты США с коротким взлетом и вертикальной посадкой (F-35B) и палубный вариант F-35C со взлетом с помощи катапульты и с посадкой с использованием аэрофинишёра.

F-35B для морской пехоты, имеет базирование на универсальных десантных кораблях типа USS Эссекс (LHD-2), которые по сути являются небольшими авианосцами, а модификация F-35C размещается на авианосцах типа “Нимиц”, таких как “Авраам Линкольн” и “Карл Винсон”.

Самой дорогой модификацией F-35 “Lightning II” является палубный вариант с литерами “B” и “С”, который по сравнению с F-35A имеет более прочную конструкцию, изготовленную из дорогого титанового сплава, а также на 30 % увеличенную площадь крыла и хвостового оперения для обеспечения высокой управляемости при малых скоростях посадки на палубу авианосцев и десантных кораблей.

В 2019 году, еще до главных испытаний истребителя-бомбардировщика с палубной посадкой, стоимость F-35C достигала 150 миллионов долларов и только в 2020 году, цену этого варианта смогли снизить до 94,4 миллиона.

Тактико-технические особенности

В отличии от российского семейства истребителей-бомбардировщиков, таких как Су-27, американский F-35 не имеет блока неуправляемых ракет “воздух-поверхность”, которые предназначены для подавления крупных скоплений пехоты противника и наделяют самолеты ВКС России функциями штурмовика для поддержки боевых частей на поле боя.

Кроме этой особенности, в целом, F-35 “Lightning II” ни чем не отличается от российских аналогов как авиационной пушкой, так и вооружением — управляемыми ракетами и наличием на борту планирующих высокоточных бомб.

Недостатки F-35 и сравнение с Су-27

Тактико-технические особенности F-35 не раз подвергались критики со стороны военных тех стран, которые уже имеют на вооружении своих ВВС эти истребители-бомбардировщики.

Основным негативным критерием по отношению к F-35 является его несоответствие статусу истребителя пятого поколения из-за высокой радиолокационной площади рассеивания. Иными словами, самолет плохо рассеивает электромагнитную волну и легко замечается российскими ПВО, такими как ЗРК С-400 и С-500.

Кроме этого, F-35 в любой модификации не умеет летать на сверхзвуковой скорости без использования форсажа (режим работы реактивного двигателя). Сверхзвуковая скорость у этого самолета не может быть постоянной.

Такая особенность связана с тем, что на сверхзвуковой скорости, возникает большая вероятность дефрагментации хвостовой части F-35. Несмотря на титановые сплавы в корпусе для морских модификаций, конструкция не выдерживает постоянных больших скоростей, а ее легкость предназначена для посадки на палубу. Этот недостаток делает невозможным для F-35 проведение сверхзвуковых перехватов.

Также критики подвергся и боевой радиус действия F-35, который равен 1080 км без дозаправки, что не позволяет держать авианесущую группировку вдали от флота или побережья противника. Для сравнения, боевой радиус многоцелевого советско-российского истребителя Су-27 достигает 1680 км, а Су-57 2000 км.