Бронетранспортер М113, является самой массовой боевой машиной пехоты в американских сухопутных войсках и был принят на вооружение в 1960 году. Всего, Пентагон выпустил около 80 тысяч БТР М113, который эксплуатируется более чем 60-ти странами мира, со средней экспортной стоимостью в 2,5 миллиона долларов за модификацию М113А3 1987 года.

Самыми крупными операторами, имеющими на вооружении более 500 единиц бронетранспортеров М113, являются такие государства, как Австралия, Бельгия, Бразилия, Германия, Греция, Дания, Египет и Турция. На начало 2023 года, в составе вооруженных сил Украины находилось около 400 единиц БТР М113. Сухопутные войска США и Корпус морской пехоты обладают 5 тысячами таких боевым машин в версиях А2 и А3 и еще около 8 тысяч единиц находятся у Пентагона на хранении.
Характеристики
В 2007 году, производство БТР М113 было полностью прекращено, а в его создании и модернизации принимали участие такие военно-промышленные компании, как американские FMC Corporation, General Motors, Goodyear Tire and Rubber Company, Firestone и британская BAE Systems.
Длина корпуса БТР М113 в ранних версиях составляет 4,86 метра при ширине 2,68 метра, а его базовая масса равна 10,37 тонны. Алюминиевая катаная броня бронетранспортера способна выдерживать попадание из стрелкового оружия, а его экипаж состоит из 2 человек и 11 бойцов десанта.
На боевую машину установлен V-образный, 8-и цилиндровый карбюраторный дизельный двигатель с мощностью 215 л.с, способный развивать скорость до 64 км/ч. Вооружение БТР М113 включает американский крупнокалиберный 12,7 мм пулемет M2HB системы Браунинга.
Модификации
Первой и самой массовой модификацией бронетранспортера стал вариант М113А1 1964 года, в которой заменили бензиновый двигатель Chrysler 75M V8 мощностью 209 л.с, на дизельный 6V-53 Detroit Diesel в 215 л.с.
Следующей модернизацией БТР М113 до версии А2 в 1979 году, стало дальнейшее усовершенствование дизельного двигателя, который получил охлаждение. Также, в боевой машине был увеличен дорожный просвет, поставлены более мягкие амортизаторы для комфорта десанта, установлены четырехствольные дымовые гранаты и добавлены топливные баки. Однако, за счет модернизации, увеличился и вес БТР до 11,74 тонны.
В 1987 году, вышла последняя американская модернизация БТР М113А3. Гусеничная боевая машина была оснащена более мощным двигателем 6V-53T Detroit Diesel с турбонаддувом, а также добавлена внутренняя противоосколочная защита для экипажа и десанта и внешнее дополнительное бронирование. Модернизация увеличила вес бронетранспортера до 14 тонн.
На вариант БТР М113А3, в качестве опции, можно устанавливать и дополнительное вооружение, такое как противотанковые ракетные комплексы M47 Dragon и BGM-71 TOW, а также осколочно-фугасных пушку калибром до 105 мм с дополнительной башней и без демонтажа пулеметной установки.
_____________________