После авиаудара ВВС Украины по Чонгарскому мосту, который связывает Крым с большой землей, остро стал вопрос о том, с каких аэродромов взлетают украинские военные самолеты с ракетами дальнего радиуса действия производства НАТО, такими как Storm Shadow или SCALP-EG. Военные аэродромы Украины расположены достаточно близко к линии фронта, кроме взлетно-посадочной полосы, которая находится близь города Староконстантинов в Хмельницкой области Незалежной.
Единственными боевыми самолетами Украины, способными после модернизации, нести ракеты «воздух-поверхность» Storm Shadow или SCALP-EG (французский вариант) дальнего радиуса действия, являются тактические фронтовые бомбардировщики Су-24, а также их модификация в виде самолета разведки Су-24МР.
На начало весны 2023 года, у ВСУ числилось около 10 единиц таких самолетов, дислоцированных на военном аэродроме Староконстантинов.
Ранее, на этом аэродроме до начала СВО, находились две ударные и одна разведывательная эскадрилья 7-ой бригады тактической авиации ВВС Украины «Петр Франко».
Еще в 2021 году, военный аэродром Староконстантинов был сертифицирован по стандартам НАТО. В конце мая 2023 года, Россия нанесла удары по этому аэродрому, предположительно выведя из строя до 5 единиц Су-24, а 23 июня, после удара авиации ВСУ по Чонгарским мостам, российские ракетоносцы Ту-95МС нанесли второй удар по аэродрому Староконстантинов, о чем сообщает «Военное обозрение».
Как пишет аналитический проект Readovka, украинский военный аэродром Кропивницкий в Кировоградской области, также эксплуатируется в качестве базы для украинских Су-24, а Одесский аэродром «Школьный», ВСУ используют для для поднятия в воздух БПЛА Mugin-5 и истребителей МиГ-29, как и Николаевский аэродром «Кульбакино».
Военный аэродром «Миргород» в Полтавской области, ВСУ использовали как взлетную полосу для «подскока» истребителей Су-27. Аэродром с самолетами был выведены из строя 10 июня 2023 года баллистическими и крылатыми ракетами типа «Искандер.
На данный момент, ВСУ могут прятать свои Су-24, за которыми охотится российские ВКС, в гражданском аэропорте «Днепр», расположенному в 5 км к юго-востоку от Днепра. До февраля 2022 года, этот большой аэропорт использовался для авиасообщения между Киевом и Днепром, а также для чартеров в Турцию и Египет.
22 мая 2023 года, Россия нанесла удар по аэропорту «Днепр», а в сухих сводках Министерства обороны РФ появилась информация об уничтожении склада с дальнобойными боеприпасами и их носители. По всей видимости речь шла о тех же Су-24 и ракетах Storm Shadow.
Всепогодный фронтовой бомбардировщик третьего поколения Су-24 выбран как носитель натовских ракет «воздух-земля» совершенно не случайно.
Самолет может поднимать 7 тонн боевой нагрузки на восьми подвесках, и при должной модернизации, с легкостью несёт на борту тяжелые ракеты Storm Shadow весом в 1,3 тонны.
Однако Су-24 имеет достаточно скромный боевой радиус в 560 км, что значительно сужает его географию дислокации применительно к тактическому назначению.
От Староконстантинова до Мариуполя, по которому уже наносились удары ракетами НАТО «воздух-земля», по прямой, около 870 км, а до административных границ Крыма около 750 км.
Для того, чтобы выпустить ракету Storm Shadow с дальностью до 250 км по тылам российских войск, самолет должен находиться в воздухе близь правого берега Днепра, в районе населённого пункта Томаковка или в районе Николаева.
Виду этого, даже если после последних российских ударов по местам дислокации Су-24, некоторая часть самолетов и уцелела, переброска их дальше, на ближайшие военные аэродромы к западу, не имеет смысла.
Ближайший военный аэродром на западе Украины помимо Староконстантинова, это Гавришовка в Винницкой области, взлетев откуда, Су-24 не хватит боевого радиуса для поражения ракетами тыловых объектов России. Поэтому ВСУ упорно и продолжают базировать эти самолеты ближе к линии фронта.