Российская объединенная авиастроительная корпорация получила патент на двухместный истребитель Су-57. Это означает, что в ближайшем будущем мы можем стать свидетелями дебюта двухместной версии Су-57. После китайского Chengdu J-20, —это второй истребитель пятого поколения, получивший двухместный вариант.
Двухместный Су-57 будет использоваться не для обучения пилотов, а скорее для таких целей, как нанесение ударов на большие расстояния и управление беспилотниками. Он обеспечит российские ВКС столь необходимыми возможностями скрытного нанесения ударов на любом театре военных действий.
Концепция двухместного Су-57
Фактически, концепция двухместного Су-57 была предложена на ранней стадии разработки, когда он был известен с кодовым названием T-50. Из-за высокой стоимости разработки истребителей-невидимок пятого поколения, Россия стремилась к сотрудничеству и контракту на поставку Су-57 в Индию. Однако Индия настаивала на том, что ее версия самолета пятого поколения должна быть двухместной. Россия согласилась с запросом Индии, разработав двухместный истребитель наряду с одноместной версией для ВВС Индии.
Спрос индийских ВВС на двухместный самолет пятого поколения был основан не на дальности радиуса действия, а скорее на их опыте использования Су-30МКИ. Они считали, что тяжелыми самолетами должны управлять два пилота, для лучшей осведомленности о ситуации в воздушном бою, возможности чередоваться во время дальнего патрулирования и способности второго пилота управлять системами вооружения во время наземных ударов. Российские воздушно-космические силы, однако, предпочли разработку одноместного самолета.
Позже Индия поняла, что участие в проекте по созданию Су-57 обходится для страны слишком дорого, а Россия отказалась предоставить доступ к основным технологиям самолета пятого поколения. После инвестирования более миллиарда долларов, — Индия добровольно вышла из проекта, и пути обеих сторон разошлись. ВКС России продолжили разработку одноместного Су-57.
Почему Россия только сейчас анонсировала двухместный Су-57?
Есть две основные причины. Одна из них — боевой опыт, полученный в ходе спецоперации на Украине, который показал, что частота развертывания российских ВКС недостаточна. Украинские ПВО при поддержке Запада, успешно уклонялись от ударов российских ВКС, используя децентрализованную и мобильную тактику. Хотя истребители-невидимки Су-57 были развернуты, их было недостаточно, и они не достигли полной боеспособности, что привело к ограниченной эффективности.
Другим существующим тактическим ударным самолетам России, было сложно преодолеть украинскую систему ПВО. Столкновение с более совершенными системами ПВО НАТО, вероятно, дало бы аналогичные результаты. В этой ситуации российские воздушно-космические силы решили разработать двухместный Су-57 для повышения боевых возможностей по скрытности, особенно против сильно укрепленных целей. Для достижения этой цели Россия объявила, что двухместный Су-57 будет более малозаметным и будет оснащен увеличенными топливными баками для большей дальности полета.
Интеграция с беспилотниками
Ранее Россия уже завершила совместные летные испытания истребителя-невидимки Су-57 и боевого беспилотника-невидимки С-70 «Охотник». В будущем, двухместный Су-57 невидимка будет использоваться в качестве центра командования и управления боевыми беспилотными самолетами-невидимками типа «Охотник» и роем мини-дронов.
Поскольку двухместные модели китайского J-20 и российского Су-57 включают второго пилота, ответственного за управление беспилотными летательными аппаратами, истребитель способен управлять большим количеством беспилотных летательных аппаратов без необходимости непосредственного управления самолета дополнительным пилотом. Таким образом, один двухместный Су-57 может управлять четырьмя или даже более беспилотными летательными аппаратами, обеспечивая большую зону покрытия и способность поражать больше целей.
В Ростехе разрабатывают программу обучения операторов летающих боевых дронов «Охотник», куда будут включены и пилоты Су-57.
На новосибирском предприятии дочерней ОАК разрабатываются программы обучения летного состава подразделений, которые будут оснащаться новыми беспилотниками. Это позволит ускорить ввод в строй «Охотников». В настоящее время тяжелые ударные БПЛА находятся на этапе предварительных испытаний.
«Охотник» создан по схеме «летающее крыло» с применением технологий и материалов, снижающих его радиолокационную и тепловую заметность. БПЛА может эффективно работать в тандеме с истребителем пятого поколения Су-57.
Также, для российского истребителя пятого поколения Су-57 создали мини-беспилотники, которые он будет нести на борту, — сообщил РИА Новости информированный источник.
«Для Су-57 созданы мини-БпЛА различного назначения, которые самолет сможет нести на внешней подвеске и во внутрифюзеляжном отсеке и сбрасывать в воздухе. Планируется, что истребитель будет запускать сразу несколько дронов и осуществлять управление этим роем беспилотников», — рассказал собеседник агентства.
По его словам, речь идет об ударных дронах, разведывательных аппаратах и БпЛА радиоэлектронной борьбы. В частности, беспилотники, сброшенные в количестве десятков штук группой Су-57, позволят истребителям прорвать ПВО противника — как за счет перегрузки ее информационных каналов, так и за счет сосредоточенного удара по ее системам — и дронами, и средствами поражения с боевых самолетов.
Одноместный F-35
Для сравнения, американский истребитель F-35, похоже, находится в более неудобном положении по сравнению с двухместным Су-57. Из-за своей одноместной конструкции, его потенциал модернизации относительно ограничен, а характеристики полезной нагрузки и дальности полета уже недостаточны. Если добавить дополнительную кабину вместе с пилотом, системами индикации, системами контроля окружающей среды и т.д., это неизбежно приведет к ограничению пространства для топливных баков и отсеков вооружения, что еще больше снизит характеристики полезной нагрузки и дальности полета самолета.
Если не будет внесено никаких улучшений, и F-35 останется одноместным, пилоту придется одновременно управлять самолетом и командовать беспилотными летательными аппаратами, что станет тяжелым бременем для них и затруднит командование другими БЛА. Согласно информации, обнародованной военными США, после проведенных оценок они считают, что истребитель F-35 может одновременно управлять только двумя малозаметными беспилотными боевыми самолетами, что намного ниже возможностей двухместного Су-57.