Американский истребитель-бомбардировщик F-35 «Lightning II» (Молния), является многофункциональным малозаметным сверхзвуковым самолетом пятого поколения, способным развивать скорость до 1,6 Маха (1930 км/ч). Истребитель Ф-35 «Молния II» стоит на вооружении ВВС США с 2015 года, а его стоимость равняется 77,9 миллионов долларов в модификации F-35A.
Содержание:
Характеристики F-35A «Lightning II»
- Полное название: малозаметный многофункциональный истребитель-бомбардировщик F-35A «Lightning II».
- Базирование: наземное F-35A и морское F-35B, F-35C
- Длинна: 15,57 метра.
- Масс с вооружением и топливом: 31 751 кг
- Максимальный вес вооружения: 8,16 тонны
- Экипаж: 1 человек
- Максимальная скорость: 1,6 Маха (1930 км/ч)
- Дальность полета: 2220 км
- Боевой радиус без дозаправки: 1080 км
- Высота практического потолка: 15 км
- Пушка: 25-мм авиационная четырёхствольная пушка «General Dynamics» GAU-22/A Equalizer со 180 снарядами.
- Ракеты: управляемая «воздух-воздух» AIM-120 AMRAAM, AIM-9X Sidewinder, IRIS-T; управляемая «воздух-земля» Brimstone, ALARM, Taurus.
- Авиабомбы: управляемая планирующая «воздух-поверхность» AGM-154 JSW, 6 видов GBU, тактическая ядерная бомба B61.
- Производитель: Lockheed Martin, BAE Systems
- На вооружении США: корпус морской пехоты с 2015 года (F-35B), ВВС США с 2016 года (F-35A), ВМС США с 2019 года (F-35C).
- Стоимость в миллионах: F-35A $77,9; F-35B $101,3; F-35C $94.4
- Произведено на 2023 год: более 900 единиц, в том числе на экспорт.
- На вооружении США: 362 единицы F-35A. В других модификациях 187 штук.
История создания
В 2001 году, Пентагон начал разрабатывать концепцию по внедрению в армию и флот единого многофункционального истребителя-бомбардировщика пятого поколения, который пришел бы на смену таким боевым самолетам, как штурмовик вертикального взлета AV-8B «Харриер» II, палубный истребитель «Хорнет», штурмовик A-10 «Тандерболт» II (Бородавочник) и легкий истребитель четвертого поколения F-16 «Fighting Falcon».
С одной стороны, перед разработчиками компании «Lockheed Martin» стояла задача передать функции штурмовика боевому истребителю-бомбардировщику, по аналогу с проектом российского Су-27 или Су-25 «Грач», с другой — сделать еще и модификацию этого самолета с вертикальным взлетом для палубной авиации.
Изначально, в проекте по созданию истребителя-бомбардировщика F-35 «Lightning II» участвовали вместе с США, такие страны, как Норвегия, Дания, Турция, Нидерланды, Италия, Великобритания и Австралия, а сам самолет делался по проекту истребителя F-22 «Раптор».
До 2014 года, возникали сложности с модификацией F-35C, который не могли посадить на палубу авианосца, так как самолет имел достаточно высокую конечную скорость приземления, по сравнению с завсегдатаем морской авиации F/A-18 «Hornet». Только в 2014 году, F-35C удалось посадить на палубу авианосца «Нимиц»
Модификации и стоимость F-35
На данный момент, истребитель-бомбардировщик F-35 выпускается в трех вариантах, таких как обычный боевой самолет ВВС (F-35A), как самолет поддержки Корпуса морской пехоты США с коротким взлетом и вертикальной посадкой (F-35B) и палубный вариант F-35C со взлетом с помощи катапульты и с посадкой с использованием аэрофинишёра.
F-35B для морской пехоты, имеет базирование на универсальных десантных кораблях типа USS Эссекс (LHD-2), которые по сути являются небольшими авианосцами, а модификация F-35C размещается на авианосцах типа «Нимиц», таких как «Авраам Линкольн» и «Карл Винсон».
Самой дорогой модификацией F-35 «Lightning II» является палубный вариант с литерами «B» и «С», который по сравнению с F-35A имеет более прочную конструкцию, изготовленную из дорогого титанового сплава, а также на 30 % увеличенную площадь крыла и хвостового оперения для обеспечения высокой управляемости при малых скоростях посадки на палубу авианосцев и десантных кораблей.
В 2019 году, еще до главных испытаний истребителя-бомбардировщика с палубной посадкой, стоимость F-35C достигала 150 миллионов долларов и только в 2020 году, цену этого варианта смогли снизить до 94,4 миллиона.
Тактико-технические особенности
В отличии от российского семейства истребителей-бомбардировщиков, таких как Су-27, американский F-35 не имеет блока неуправляемых ракет «воздух-поверхность», которые предназначены для подавления крупных скоплений пехоты противника и наделяют самолеты ВКС России функциями штурмовика для поддержки боевых частей на поле боя.
Кроме этой особенности, в целом, F-35 «Lightning II» ни чем не отличается от российских аналогов как авиационной пушкой, так и вооружением — управляемыми ракетами и наличием на борту планирующих высокоточных бомб.
Недостатки F-35 и сравнение с Су-27
Тактико-технические особенности F-35 не раз подвергались критики со стороны военных тех стран, которые уже имеют на вооружении своих ВВС эти истребители-бомбардировщики.
Основным негативным критерием по отношению к F-35 является его несоответствие статусу истребителя пятого поколения из-за высокой радиолокационной площади рассеивания. Иными словами, самолет плохо рассеивает электромагнитную волну и легко замечается российскими ПВО, такими как ЗРК С-400 и С-500.
Кроме этого, F-35 в любой модификации не умеет летать на сверхзвуковой скорости без использования форсажа (режим работы реактивного двигателя). Сверхзвуковая скорость у этого самолета не может быть постоянной.
Такая особенность связана с тем, что на сверхзвуковой скорости, возникает большая вероятность дефрагментации хвостовой части F-35. Несмотря на титановые сплавы в корпусе для морских модификаций, конструкция не выдерживает постоянных больших скоростей, а ее легкость предназначена для посадки на палубу. Этот недостаток делает невозможным для F-35 проведение сверхзвуковых перехватов.
Также критики подвергся и боевой радиус действия F-35, который равен 1080 км без дозаправки, что не позволяет держать авианесущую группировку вдали от флота или побережья противника. Для сравнения, боевой радиус многоцелевого советско-российского истребителя Су-27 достигает 1680 км, а Су-57 2000 км.